Суббота, 07 мая 2016 15:11

Вера не от чуда рождается, а чудо от веры

Встреча в знак сострадания

 

Богиня Янжима (индийское имя – Сарасвати) – богиня мудрости и благоденствия, покровительница искусств, наук, ремесел. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового.

 

Одна из самых почитаемых богинь у бурят также считается покровительницей материнства. К ней обращаются бездетные женщины. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники.

 

Недалеко от села Ярикта Баргузинского района в мае 2005 года чудесным образом проявилось изображение танцующей богини. В этих местах в начале XX века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой лама – величайший бурятский йогин Цыден Содоев, который признан воплощением легендарного основоположника махаяны Нагарджуны, ученика Будды мудрости Манжушури. Об этом свидетельствует опубликованный в 1983 году в столице Непала Катманду справочник тулку – буддийских перерожденцев, где Цыдену Содоеву как воплощению Нагарджуны посвящена статья и приводится его фотография. Как и Нагарджуна Цыден Содоев изучил все светские науки, знал географию, историю, астрономию, медицину и другие области знания. Он выписывал английские и французские журналы, по рассказам старожилов, они были найдены в доме Соодой-ламы после его смерти.

 

Четырьмя годами ранее в расщелине скалы в местности с названием «Уулзатараа», что в переводе с бурятского означает «До встречи», лесозаготовителями была найдена ритуальная пирамидка саса – ступа тысячи будд, которая указывала на особое значение этого места. 2 мая 2005 года жители Ярикты показали это место Хамбо Ламе Дамбе Аюшееву. Ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, Хамбо лама вошел в состояние глубокой медитации, чтобы «увидеть», где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества: «Мы несколько часов вели безуспешные поиски, и вдруг произошло удивительное явление – в какой-то момент яркий белый свет затопил мои глаза, так, что на несколько секунд я ослеп, а когда пригляделся в том направлении, то явственно увидел лик богини Янжимы». Чудесное проявление лика Богини Янжимы на этом камне стало возможным потому, что Соодой лама, осуществляя практику глубокой медитации, попросил великую богиню оставить свой лик на этом камне. Он сделал это, проявляя глубокое сострадание, с заботой обо всех нас, о своих потомках, чтобы укрепить веру людей.

 

Рядом с местом чудесного проявления лика богини Янжимы возведен Цогчен дуган Баргузинского дацана – Дворец богини Янжимы. Богиня Янжима дарует великую силу надежды – тысячи страждущих из ближних и дальних краев едут в этот суровый и прекрасный край, овеянный легендами и чудесами.

 

Соодой лама – в радужном свете

 

Удивительно то, что, несмотря на времена безверия и гонений на религию, народ бережно хранил в памяти необыкновенные свидетельства жизни Соодой ламы. Кажется, в каждом доме в Баргузинской долине есть его фотография – люди поклоняются и почитают величайшего мастера Учения Будды.

Его обширные знания и глубокий опыт постижения Учения Будды – бесценное достояние буддизма. Знаменитый мастер буддийской медитации еще с детства проявлял сиддхи – необычные способности: он мог переходить летом реку Баргузин, шагая по поверхности воды, как по полу, или взбираться на крутые горные склоны, легонько взлетая при этом, оставался сухим под дождем.

 

Соодой ламу называют бурятским Нострадамусом, потому как все его предсказания о событиях XX века сбылись. Предсказывая революцию1917 года, Соодой лама говорил, что люди, пришедшие к власти, будут называться «красными» и носить кожаные куртки. Он предсказал войну с Германией – Великую Отечественную, и нашу победу в ней.

 

В свое время многое из его пророчеств оставалось загадкой для людей. Например, Соодой лама говорил людям, что у них будут железные кони – так предсказывал появление автомобилей. С ваших стен будет говорить голос без хозяина – это он сообщал о радио. Он также предсказывал, что в год белой Мыши взлетит белый дракон – потом люди расшифровали это как полет в 1961 году первого космического корабля.

 

Он бескорыстно лечил людей, помогал обездоленным, во время своих поездок ночевал в самых бедных домах, делил с бедняками их нехитрую пищу. Говорят, что в тех семьях, где он останавливался, жизнь складывалась счастливо.

 

Высокочтимый Соодой лама ушел из этой жизни в апреле 1916 года. Нагарджуна ушел – «затворился в уединенную комнату и исчез». Соодой лама вошел в заключительный затвор высочайшей буддийской медитации, цель которой преобразовать физическое тело в радугу, тем самым показать, что кармой данное тело можно трансформировать в пустоту. «Надо сказать, что такое удалось на земле единицам. Вполне возможно, что среди монголо-язычных народов Соодой лама будет единственным.

 

После 3-4 дней затвора один из учеников, приехав издалека, заглядывает в Его медитационную келью. Удивлению ученика не было предела, он увидел Учителя размером с 9-летнего мальчика. Поэтому до сих пор народ помнит и передаёт эту историю из поколения в поколение. Поэтапно уменьшая тело, перерожденец Нагарджуны наконец реализует физические субстанции тела в радужный свет, пять цветов которого говорят о единстве микрокосмоса и макрокосмоса, о единой природе 5 первоэлементов вселенной и организма человека. Вспышка яркого, всепроникающего света… Остались лишь одежда, волосы и ногти. Одежду по завещанию передали родственникам из Аргады на хранение, а волосы и ногти ушли на закладку в Субургана» – поясняется на официальном сайте Буддийской традиционной Сангхи России.

 

Праздник у Богини Янжимы

 

Обширной была программа проведения мероприятий, посвященной 100-летию ухода в Нирвану Соодой ламы. 29 апреля состоялся ритуал освящения статуи Соодой ламы в местности Шинагальжин. 30 апреля состоялся Бархан тахилган – молебен на Бархан ууле. А 1 мая на поклонении богине Янжиме, по данным местной полиции, побывало более четырех тысяч человек. После молебнов у камня с ликом танцующей богини и в Цогчен дугане Баргузинского дацана с участием ширээтэ бурятских дацанов во главе С Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым выступили гости, были преподнесены подарки – буддийские танка Дамдин Дорлиг от Геннадия Доржиева, Дымчиг Бурхан – от поэтессы Энгельсины Гармаевой, автора восхваления «Янжима Бурханай магтаал» и песни «Баргуджин Токум», Бурхан Багша – от заслуженного артиста РФ Батора Будаева. Среди гостей на торжестве побывали депутаты Народного Хурала РБ Цыденжап Батуев, Баир Доржиев, Игорь Зубарев, Баир Гармаев, Матвей Гершевич, Павел Бураев, из Администрации Главы РБ и Правительства РБ Станислав Тэлин и Баир Жамбалов, генеральный директор «СМИТ» Геннадий Доржиев, глава МО «Баргузинский район» Иван Мельников.

 

Как подношение Богине Янжиме был дан большой праздничный концерт и прошли традиционные «Эрын гурбан наадан».

 

До позднего вечера люди шли и шли к Богине Янжиме – у чудесного камня в сосредоточенном молчании, взявшись за руки, сидели семейные пары, просящие ребенка, встречались одиноко стоящие мужчины и женщины, еще не нашедшие себе пару, пожилые люди, молящиеся за своих детей и внуков. У люльки с игрушками, которые приносят сюда в надежде вымолить себе потомство, рассматривали и разбирали понравившиеся мальчишки и девчонки. Они мне объяснили, что можно взять только одну игрушку. А ширээтэ Баргузинского дацана Цыден лама Намжилов пояснил, что люди, которые привезли детскую игрушку, кладут ее в определенное место, потом делают 21 круг гороо и забирают игрушку себе домой, подержав у себя три дня, отдают в детский сад или детский дом, либо в большую семью. А те игрушки, которые остаются у Богини Янжимы, ламы сами отправляют в детские учреждения.

 

Говорят, именно здесь высший мир встречается с миром людей. Поистине святые места у нас в Бурятии, вселяющие в сомневающихся веру, а в верующих усиливающие силу веры.

Серафима ОЧИРОВА

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии