Сангха
Понедельник, 04 декабря 2017 00:35

Сагаалган - Белый месяц бурят

Автор 

В Бурятии Новый год официально празднуется два раза: сначала - 31 декабря, а затем, в феврале или марте, наступает Сагаалган - Новый год по буддийскому календарю. Он тоже входит в число государственных праздников Республики.

Само название нового года – Сагаан hара - праздник белого месяца, Сагаалган - белый праздник, дословно «очищение», «приобщение к белому» – указывает на особую значимость белого цвета. В переводе с монгольского, сагаан – белый, сар – месяц. Сагаан сар – самый торжественный праздник в году.

Сагаан hара длился целый месяц. С наступлением Нового года всем прибавлялся год. Изначально праздник Белый месяц был осенним праздником окончания сбора молочных продуктов и подготовке их длительному хранению. Это был период, когда порошил снег, заканчивался отел скота. К этому времени также созревал самый забористый кумыс. Для бурят-монголов наступало время отдыха и изобилия молочной пищи. Слово «белый» соответствовало цвету молока. Для празднования Сагаалган готовили различные блюда из молока, ведь белая молочная пища – символ чистоты и благоденствия. В каждой юрте наводился безупречный порядок. На божнице меняли хадаки, ставили самые вкусные молочные угощения. Мужчины обновляли основной символ и свою гордость – коновязь «сэргэ». Женщины шили новые наряды. Все ходили друг к другу в гости. Первыми поздравляли старейшин. Детям раздавали угощения. Необходимым ритуалом в Сагаалган был обмен подарками, традиционно это были хадаки и шелка. Старикам подносили трубку с отборным табаком. Тем, кто родился в этот год, дарили фигурку животного из войлока или дерева. Проводились обширные празднества, игры, состязания.

В ХIII веке Хан Хубилай, внук Чингисхана и основатель династии Юань, под влиянием китайской традиции празднования Нового года, перенес празднование Белого Месяца на конец зимы. При этом осенью по старому монгольскому обычаю продолжали проводиться празднования.

​ Белый цвет считался священным у средневековых монголов. Популярность белого цвета у монголоязычных народов связана с культом молочной пищи – основного питания скотоводов. Почитание белого цвета восходит к отдаленным временам, когда предки бурят находились еще на стадии звероловства. Выезд на большие охоты с появлением на небе плеяд, приносящих с собой первые морозы, означал наступление Нового года, нового сезона охоты, нового хозяйственного цикла. Олицетворением священности белого цвета были кони белой масти и особенно молоко белых кобылиц. Белый цвет молока предопределил его сакральность, и оно стало особенным даром божествам. Молоко или курунга использовались в качестве угощения при встрече уважаемых гостей. Незнакомому человеку, вошедшему в дом бурята, прежде всего подавали молочную пищу (сагаалха), что символизировало чистосердечность, дружелюбие хозяев и в то же время очищение возможных недобрых помыслов гостя. Провожая гостей, детей в дальнюю дорогу кропили им вслед, желая «белой» дороги. И так же брызгали молоком вслед птичьим стаям, улетающим на юг осенью, чтобы весной птицы благополучно вернулись домой. Белое – символ благопожелания.

​Празднование нового года у средневековых монголов сопровождалось обрядом возлияния кобыльего молока. Кропление сопровождалось молитвой. Кобыльим молоком кропили веревку для привязывания жеребят, телят и просили об умножении коней, об избавлении от грабителей. Осеннее возлияние кумыса, совершаемое в связи с проводами и встречей Нового года, сопровождались почитанием огня домашнего очага. Дары белого цвета были обычными при праздновании Нового года. Марко Поло, описывая праздник Нового года у Хана Хубилая, рассказывал о традиции разливать молоко белых кобылиц по земле и разбрызгивать по воздуху. Впоследствии стали брызгать молоком от коров нового отела.
Распространение буддизма также повлияло на перенос времени празднования Сагаалган с осени на конец зимы.

​В нынешнее время Сагаалган остается самым важным праздником монголоязычных народов и празднуется в соответствии с лунным календарем. Это праздник светлого начала нового года, чистоты помыслов и деяний, почитания божеств, традиций, проявления уважения к старшим.
​К сожалению, сейчас многие традиции утрачены, забывается и старинный смысл священного праздника. 

​Осознание сакральной сути Сагаалган, возрождение и сохранение традиций празднования напрямую связано с сохранением истории, традиций, культуры бурятского народа. Любое искажение старинного значения Сагаалган приведет к их потере, бурятский народ утратит свою самобытность.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии