Сакральные места

Карта

Скала Шаманка (Бурхан)

Скала Шаманка (также мыс Бурхан, Шаманский мыс, Пещерный мыс) — мыс в средней части западного побережья острова Ольхон, на озере Байкал. Оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала». Мыс находится на территории Прибайкальского национального парка, вблизи мыса расположен посёлок городского типа Хужир с населением 1,3 тыс. жителей — самый крупный посёлок на острове Ольхон. В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника.

Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма, отчасти заменившего шаманизм. Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем. 

Шаман-скала, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм») стала одним из самых знаменитых образов Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале.

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита. Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета. Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. В ближней к берегу части скалы находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. Наиболее удобен вход с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина.

С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, который выглядит как изображение дракона.

 Шаманская пещера: верования и легенды

Шаманская пещера была наиболее почитаемым святым местом на Байкале, которому приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. После распространения среди бурят тибетского буддизма пещера почиталась также и бурятами-буддистами. Ранее в пещере проходили шаманские обряды, а после в ней находился алтарь Будды.

В древности на мысе совершались культовые жертвоприношения духу-хозяину острова Ольхон, который, по верованиям бурят-шаманистов, обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще.

Священная Шаман-скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь неё никому не разрешалось. Первые исследователи Байкала в XVIII—XIX веках отмечали, что пещера на мысе Скала Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят; обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Известный российский учёный В. А. Обручев, исследовавший Байкал, писал по этому поводу: «…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колёсах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, то есть целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник — бурят из Долон-аргуна довел меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещёным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое».

Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение пещеры может отрицательно повлиять на возможность иметь детей.

На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей.

Пещера почиталась также и хоринскими бурятами. Это почитание, по-видимому, следует сопоставить с известным преданием о первоначальном происхождении бурят-хоринцeв с острова Ольхон. Очевидно, что почитание пещеры у хоринцев появилось с очень древних времен, ещё до распространения в Прибайкалье тибетского буддизма.

В старину в Шаманской пещере находилась буддийская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. По свидетельству посетителей пещеры в 1902 году, в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий.

По рассказам старожилов, в первом десятилетии XX века для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Ламы говорили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения; что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молиться.

О пещере имеется много легенд, в том числе легенды о пребывании здесь Чингисхана и повелителя монголов Гэгэн-бурхана.

Археологические находки и наскальные рисунки

На самом мысе Скала Шаманка и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И. Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII—XIX вв.), так и к эпохе неолита (V—III тыс. лет до н. э.). Часть находок хранится в Хужирском музее.

Ещё больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем мыс Скала Шаманка с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V—II тыс. лет до н. э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и другие.

По свидетельствам И. Д. Черского в 1879 году и П. П. Хороших в 1924 году, на скалах мыс Скала Шаманка, обращённых в сторону Хужира, существовали тибетские надписи (XVIII—XIX вв.), следы их ещё можно было обнаружить в 50—60-е годы XX века. К настоящему времени надписи не сохранились.

В одной из щелей пещеры в 1952 году П. П. Хороших была найдена небольшая пластинка из шиферного сланца с вырезанным на ней изображением женщины-шаманки. Подобные изображения шаманок известны на скалах Байкала в местности Саган-Заба и в бухте Ая. К востоку от входа в пещеру в 1953 году П. П. Хороших обнаружил наскальный рисунок, который он считал изображением бубна. На рисунке изображён вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, ещё две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Время, когда изображение появилось, установить не удаётся.

Ещё один рисунок найден А. В. Тиваненко в начале 1980-х годов. Рисунок, на котором изображен шаман с бубном в правой руке и колотушкой в левой, выполнен красной охрой и находится в 5 метрах левее главного входа в Шаманскую пещеру. Время появления этого рисунка также определить не удалось.

Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема Шаманская пещера, установить трудно, потому что земля со дна пещеры ещё в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры неолита. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести.

НАЗАД

Священное Горо Алханая

100 км вокруг Священной горы Алханая - обитель Божества Идама Дэмчок, святыня Буддизма России.

Свящённая гора Алханай находится в Забайкальском крае в Дульдургинском районе возле села Дульдурга .

Самое большое горо в России это Алханайское гороо.

Место где медитировал Намнанай Лама.

Намнанай (Намнанэ) лама (1825 - 1897) - выдающийся буддийский мастер, пандита (ученый), йогин.

Намнанай багша совершил великое уединение по практике идамов, в особенности божества Ваджрабхайравы - Ямантаки, длившееся 22 года, и достиг реализации Будды. Так он продемонстрировал Путь достижения Просветления.

В Аге и Бурятии Намнанай багша считается воплощением выдающегося Учителя Марпы из Тибета. Несравненный Марпа был проявлением Домби Херуки. Намнанай лама, в свою очередь, является воплощением идама Ямантаки, пришедшего в человеческом теле.

Одним из великих деяний Учителя было превращение горного массива Алханая в священную обитель божественных существ.

Он сделал гору Алханай в Обитель Идама Дэмчок Чакрасамвары

НАЗАД

Местность Хонин нуга

Буддийский комплекс в местности Хонин нуга (справа от федеральной трассы Улан-Удэ – Кяхта, не доезжая 3-х км с. Поворот), посвященный памяти четырем Пандито Хамбо ламам России: Лубсан Жимба Ахалдаеву (1780 - 1797), Данзан Дымчик Ешижамсуеву (1797 - 1809), Данзан Гаван Ешижамсуеву (1809 - 1839), Данзан Чойван Доржо Ешижамсуеву (1839 - 1860). 

Каждый год, начиная с 2007-го, жители села Енхор возводили субурган. Оказывали помощь в строительстве верующие со всего Селенгинского района.
Стоит напомнить читаталю о них:
Субурган III Пандито Хамбо ламы Лубсан Жибма Ахалдаева (1780-1797), основателя Тамчинского дацана, освящен 12 сентября 2007 года;
Субурган IV Пандито Хамбо ламы Данзан Дымчик Ешижамсуева (1797-1809), освящен 30 сентября 2008 года;
Субурган V Пандито Хамбо ламы Данзан Гаван Ешижамсуева (1809-1839), освящен 19 сентября 2009 года;
Субурган VI Пандито Хамбо ламы Данзан Чойван Доржо Ешижамсуева (1839-1860), освящен 9 сентября 2010 года.

Вернемся к событиям 2010 года: 9-ое сентября, местность Хонин нуга, буддийский комплекс. Значительное пространство занято машинами, людьми. Все заняты делом. Здесь составляется список прибывших борцов, правее собираются лучники, между ними готовят скакунов к предстоящим скачкам, под навесом множество женщин готовят еду - крутят буузы, делают различные салаты, в больших чугунных котлах варится чай. Основная масса людей находится выше по склону, где находятся четыре величественных субургана.

Молебен провел XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшев, настоятели дацанов Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области (30 человек). Всего служителей с приглашенными ламами, хувараками было около 50-и.
Молебен продолжался около 3-х часов. Далее обед и «три игры мужей».
Удалось побеседовать с некоторыми участниками этого события. 

Ширетуй Тамчинского дацана Солбон лама: «Человеку возвращается историческая память, возвращается то, чем был славен этот род. Здесь живут в основном люди хатагинского рода. Помимо 4-х Хамбо лам был еще 5-й – выходец с этого места. Это цаннид Хамбо лама – в народе его звали Шарван. (Цаннид хамба – высшая философская ученая степень). Например Агван Доржиев имел ученую степень цаннид хамба. Это говорит о том, что земля не простая, а дарующая людям большие возможности и большие способности. Четыре года назад, когда начали возводить первый субурган, жители села Енхор объединились вокруг общей идеи. Для строительства субурганов Тамчинский дацан делегировал сюда Гончик ламу, корни которого с этих мест. Я думаю, что все это сказалось благотворно на село Енхор». 

Батуева Мария Цыденжаповна: «Родом из Енхора, отец Дамдинов Цыденжаб Лубсанович. В 18 лет вышла замуж в Читинскую область, уже 51 год живу в Харагуне.
Четыре сына, внуки. Каждый год приезжаем на освящении субурганов, вносим свою лепту в дело возрождения духовности. Я рада за своих земляков, которые объединились и построили субурганы».

Ринчинов Дамдин Борисович, председатель буддийской общины села Ацула: «Сам родом из Еравнинского района, жена из Селендумы, живем в Ацуле. Мы стараемся бывать на всех буддийских мероприятиях. Особенно здесь, где завершается строительство грандиозного буддийского комплекса. Каждое такое мероприятие имеет для Селенгинского района большое значение в деле возрождения духовной культуры».
На кухне трудились около 30 человек. Видел на кухне и женщин из Ацулы, которые активно помогали готовить пищу. 

Жительница села Енхор Аюрова Лариса Дабажаповна рассказывает: «Начали готовиться к празднику за несколько дней. Покупали продукты, собирали облепиху для изготовления морса, забивали скот. А в эту ночь практически не спали. Накормили досыта порядка 500 человек, бесплатно». 

Немного информации из буддийской литературы. Ступа (санскр Шоддэн, бур. Субурган, тиб. Чортен). Ступа символизирует Ум Будды.

В эзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратное основание символизирует твердость земли, т.е субстанцию Земли; сферическая часть в виде капли – субстанцию Воды; суживающая кверху часть, напоминающая язык пламени – Огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода – Воздух-Ветер; шар с заостренным навершием в виде поднимающего к небу языка пламени – Пространство. Помимо космогонических представлений ступа символизирует элементы вселенской мандалы, то есть чистую сферу местонахождения божеств.

В этой местности можно спокойно, в тишине, лицом к субурганам, созерцать, медитировать. 

Доржи Намсараев.
Фото автора.

НАЗАД

Итигэловский святой источник

В 45 км от Улан-Удэ находится Итигэловский источник в Оронгое.

Представьте себе горы, покрытые лесом, поражающим красочным разноцветьем, а у подножия гор бьют прохладные ключи с живительной водой. При этом каждый источник помогает от определенной болезни.

Так, вода из источника №1 лечит от болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи), источника №2 – кишечные заболевания, №3 – глазные болезни, №4 – легочные болезни и т. д. Располагаются ключи близко друг от друга. Возле каждого источника есть номер и информационная табличка. 

3dkU8lbbPJk

Геннадий Лосев

НАЗАД

Табан-Хурган

«Табан-Хурган» – природный памятник, представляющий собой отдельно стоящую каменную возвышенность, напоминающую слегка сжатую пятипалую ладонь. Он расположен в Мухоршибирском районе Республики Бурятии, в Тугнуйской долине возле села Галтай. Этот каменный остаток уцелел после ряда разломов более обширного горного массива. Вода и ветры за долгие годы создали на камне неповторимый рисунок, который по-бурятски называется «табан-хурган», а по-русски – «пять пальцев». Этот камень был сакральным для когда-то живших на этих землях гуннов, позднее – для племени меркитов, а теперь остается священным для бурят. 

Необычная каменная кисть руки как бы вырастает прямо из земли. На «ладони» видны линии и штрихи, в точности как на настоящей человеческой. Рука как бы молит небо – божественного отца всего сущего на земле – о счастье и благоденствии. Памятник олицетворяет собой единение неба и земли. История возникновения этого памятника отражена в ряде легенд. По одной из них меркиты молились Вечному синему небу. Когда случались грозы, они седлали коней и скакали по степи, крича «Я» и стреляя в небо из луков. Воины Чингисхана вытеснили эти племена с их родины, но через какое-то время меркиты вернулись на исконную территорию, где и продолжили практиковать свой божественный культ. И синее небо вознаградило древнемонгольский род этим священным символом веры – «Табан-Хурганом». Согласно другой легенде бурятский останец – это правая рука Чингисхана, левая же находится в Монголии. Так материализовалась память о былом присутствии великого хана на Земле 

Поклонение бурят «Пяти пальцам» продолжалось до 1930 года. В годы Советской власти культ был запрещен на долгие десятилетия. 

В 2019 году на месте Табан Хурган, рядом с природным памятником была установлена буддийская ступа.

НАЗАД

Дуган "Тубдэн Даржалин"

Дуган "Тубдэн Даржалин" находится в селе Энхэ-Тала Кяхтинского района, является филиалом дацана "Балдан Брэйбун" Кяхтинского района.

НАЗАД

Три субургана над Могсохоном

Поистине три субургана над Могсохоном подобны великой Птице, несущей благо всем, свет Дхармы и защиту от бед…

Жители с. Могсохон, рядом со ступой Ендум (ступа «Отсекающая разногласия»), посвященной Лубсан-Нима Жабэ (1905-1989 гг.), возвели еще два субургана - памяти двух выдающихся лам, уроженцев нашего села. 

На западной стороне установлена ступа Жанчуб (ступа Пробуждения), посвященная умзад ламе Иволгинского дацана, габжа ламе Лубсан Чойжал Жалсанову (1905-1982 гг.).

На восточной стороне - ступа Намжал (ступа Полной Победы), посвящена шоогомбо ламе Иволгинского дацана, гэбшэ ламе Дэмбрэл Базаржапову (1915-1994 гг.). Члены ТОС «Кодунское» на строительстве  Субарги. Трактором МТЗ-82 с помощью лопаты убирали верхний слой почвенного грунта, грузили КУНом на автомашину самосвал ГАЗ-3307. Вывезли около 20 бортов грунта, разгрузили в ямы на улицах села.  Для строительства собрали  прицеп камней.ИП Ринчинов Б.Ц. завез  гравий, цемент и залили фундамент. Завезли пиломатериал за счет спонсорских средств.

ламы Кижингинского дацана «Даши Лhунбо» и Чесанского дацана «Гандан Чоймпэллинг» под руководством Главы Сангхи России, Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева провели большой ритуал «рамнай»

НАЗАД

Субурган в Нижних Тальцах

Буддийская ступа в возле села Нижние Тальцы

НАЗАД

Отсон Хаан

Местность расположена в Кяхтинском районе, на границе Бурятии и Монголии к востоку от горы Отсон Хаан – места обитания Бодхисаттвы Очирвани. Здесь родился основоположник Буддизма в России I Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев.

Отсюда в 1711 году Хамбо лама Заяев в возрасте 11 лет вместе с двумя друзьями отправился в Тибет, где на протяжении 16 лет изучал буддийскую философию. Он стал первым из бурятского народа, кто получил образование в монастыре «Балдан Брэйбун».

Также в 2008 году под руководством XXIV Пандито Хамбо ламы Буддийской Традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева здесь был найден источник. Вода имеет интересный белесый цвет, похожий на молоко.

«Из-за схожести вершины Отсон Хаана с головой льва и спускающегося от вершины склона горы с телом льва можно назвать этот источник воды «молоком львицы», - сказал Хамбо лама Дамба Аюшеев. - Сила этой благословенной Бодхисаттвой земли и воды дала возможность Хамбо Ламе Заяеву дойти и вернуться из Лхасы, а затем из Москвы. В дальнейшем люди, находясь возле Отсон Хаана, могут обретать физическую силу или восстановить былое здоровье. А особо бдительные могут распознать сокрытые тайны и сокровенные вещи, или найти ответы на свои волнующие вопросы».

 

НАЗАД

5 субурганов местности Алтан

В 3 километрах от села Алтан, за рекой Агуцой, в любую погоду белеют 5 буддийских ступ. Ступы покровителей местности. Две из них расположены у основания - одна новая, другая большая и старая, скорее всего дореволюционная. 

В буддийской традиции считается, что построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа является генератором духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существами и приведение в равновесие сил природы.

Таким образом, буддийские ступы предназначаются для растворения всех негативных препятствий в мире, благоприятно способствуют процветанию местности, где построены, и приносят пользу всем, а особенно тем, кто посещает их осознанно. Каждый, кто видит ее, обходит вокруг, совершает подношения, обретает огромные духовные заслуги и освобождается от страданий.

Ещё одна старинная ступа стоит на середине пути до вершины сопки - тоже очень старая.  От неё открывается вид на долину реки 

На вершине сопки находится четвёртая ступа. Подняться на неё непросто.

Пятый субурган, находящийся напротив остальных четырёх - на возвышенности за ручьём, был установлен летом 2018 года   

НАЗАД

Священное дерево Бодхи

Дерево Бодхи находится в оранжерее Иволгинского дацана. Отросток священного для буддистов дерева привезли в Бурятию из Монголии в 1960-х годах и было посажено в специальной теплице, где поддерживался микроклимат необходимый для его жизни. Несколько лет назад для вечнозелёного дерева была построена оранжерея. 

Дерево Бодхи — в буддизме — легендарное дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг и стал Буддой. В этом предании упоминается вполне реальное дерево, относящееся к виду Ficus religiosa. Дерево Бодхи размножается вегетативным способом, то есть, помимо семян  вырастает от отростков. Имено так оно передаётся между буддийскими храмами. 

То дерево, под которым Гаутама достиг просветления в Бодх-Гая, не сохранилось, однако из его семени было выращено дерево в Анурадхапуре на Шри-Ланки во времена царя Ашоки. Примерно через 50 лет после смерти Ашоки к власти пришли цари династии Шунга. По приказу царя Пушьямитра дерево было уничтожено. После смерти царя из Шри-Ланки был доставлен новый росток, из которого выросло дерево, стоявшее около 800 лет, но срубленное в VI веке во время правления бенгальского царя Шашанги. Позднее из Анурадхапуры был доставлен ещё один росток, из которого выросло дерево, просуществовавшее до 1876 года, когда оно было повалено бурей. Новый росток был посажен в Бодх-Гая из того же материнского дерева в Анурадхапуре, которое стоит до сих пор. 

В иволгинском дацане растёт пятое поколение дерева. 

Дерево Бодхи — один из главных символов в буддизме, он присущ всем буддам. В буддийских монастырях дерево специально культивируется и высаживается.

НАЗАД

Бумхан ученого ламы Чойдака Бадмажапова

Бумхан великого бурятского ученого ламы, создателя уникального Толкового словаря тибетского языка Чойдака Бадмажапова ламами дацана «Балдан Брэйбун» и Иволгинского дацана состоялось 5 июля 2014 года

Один из холмов у подножия вершин высокой горной гряды, где находится Баатод Обоо, в местности Обоонэй Убэр Кяхтинского района Республики Бурятия, теперь украсил уникальной красоты буддийский Бумхан, равных которому по архитектуре и исполнению нет нигде во всей этнической Бурятии. Ритуал освящения Рамнай провели ламы дацана «Балдан Брэйбун» (с. Мурочи) и ламы Иволгинского дацана под руководством Ширээтэ ламы Бато Шареева.

Ранним утром на вершине Баатод Обоо местными жителями был проведен ритуал почитания Хозяев местности. В 10.00 ч. начался хурал Рамнай. По его завершении организаторы мероприятия вручили священнослужителям и активистам местной буддийской общины, принявшим участие в проведении праздника, в возведении Бумхана, памятные подарки. Во второй половине дня у реки Кударинка состоялся Сурхарбан – сотни молодых людей состязались в соревнованиях по национальной борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам, а также легкоатлетическим видам спорта. Праздник удался на славу!

С вершины холма, где находится Бумхан, открывается все очарование обширной Ара-Алцагатской долины, которую местные жители исстари называют Баин Булаг. Речка Кударинка красивой лентой проистекает по всей долине, и, уходя вдаль, рождает самые одухотворенные эмоции… Бумхан установлен на том холме, который в первые годы жизни видел сам Чойдак Бадмажапов - он расположен практически напротив того места, где стояла юрта его родителей. Думается, что, будучи ребенком, Чойдак с друзьями забирался сюда, на этот холм, как обычно дети любят исследовать местность вокруг своего родного тоонто, и любовался открывающимся прекрасным видом на долину реки и далее, в сторону Сагаан Шулуты и Отсон Хана…

НАЗАД