Сакральные места

Сакральные места

Субурган в Нижних Тальцах

Буддийская ступа в возле села Нижние Тальцы

НАЗАД

Отсон Хаан

Местность расположена в Кяхтинском районе, на границе Бурятии и Монголии к востоку от горы Отсон Хаан – места обитания Бодхисаттвы Очирвани. Здесь родился основоположник Буддизма в России I Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев.

Отсюда в 1711 году Хамбо лама Заяев в возрасте 11 лет вместе с двумя друзьями отправился в Тибет, где на протяжении 16 лет изучал буддийскую философию. Он стал первым из бурятского народа, кто получил образование в монастыре «Балдан Брэйбун».

Также в 2008 году под руководством XXIV Пандито Хамбо ламы Буддийской Традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева здесь был найден источник. Вода имеет интересный белесый цвет, похожий на молоко.

«Из-за схожести вершины Отсон Хаана с головой льва и спускающегося от вершины склона горы с телом льва можно назвать этот источник воды «молоком львицы», - сказал Хамбо лама Дамба Аюшеев. - Сила этой благословенной Бодхисаттвой земли и воды дала возможность Хамбо Ламе Заяеву дойти и вернуться из Лхасы, а затем из Москвы. В дальнейшем люди, находясь возле Отсон Хаана, могут обретать физическую силу или восстановить былое здоровье. А особо бдительные могут распознать сокрытые тайны и сокровенные вещи, или найти ответы на свои волнующие вопросы».

 

НАЗАД

Обоо Улхасаа баабай

Обоо Улхасаа баабай – сакральное, особо почитаемое место для гондинцев. Мы из поколения в поколение свято верим, что наш Улхасаа баабай – надёжная защита от напастей жизни, оберегает наш покой и мир. Это так и есть, так как наша Гонда – Улхасаа очень спокойное, дружелюбное село, где живут в достатке и довольствии. Старожилы села рассказывают: во времена культа шаманизма Улхасаа баабай был местом поклонения язычников – тайлганом. Не безызвестны всей Еравне Соржо багша – Гомбо Эрдэниев, который в начале XX века привёз из Китая в Эгитуйский дацан Зандан Жуу, преобразовал тайлган в Обоо и дал название «Улхасаа Баян Хонгор». Мы предполагаем, что данные преобразования не были простым действом, но не располагая достоверными сведениями, не берёмся глубоко вникать в данное событие. Но есть сведения, что в перевозке камней для Обоо участвовали Доржиева Жибзема Молоровна, дожившая до ста лет (умерла в 1998 году). Жигжитова Дыжит, скончавшаяся в 2004 году а возрасте 96 лет. Возможно долголетие, доброе здоровье этих бабушек напрямую связаны с благим деянием, совершенным в молодости. Не раз приходилось слышать, что хозяевами гор, лесов становятся обыкновенные люди после их смерти в силу каких-то причин. В доиторические времена дети одной семьи стали хозяевами окрестных местностей: Дархита, Баян Хаан, Улхасаа. Единственная дочь – Хэлэрэгтэ хатан эжи, ей поклоняются потомки живших когда-то в местности Шэбэнэй. Улхасаа баабай - младший из сыновей. 

Также местом поклонения гондинцев является Обоо Алтабал Баян Хаан, который находится в пригорке к северу от села. В начале лета во время поклонения Обоо гондинцы имеют традицию сперва помолиться Улхасаа баабай, завершая обряд на Хойто Обоо – Алтабал Баян Хаан. Немаловажную роль в судьбе бурятских сел и проживающих в них людей играют Субарганы и Шодоны – буддийские пирамиды. Тибетские ученые ламы утверждают, что Субарган воспринимает облагораживающие лучи космоса. Идет особая космическая энергия, несущая таинственные знаки. По этому знаку рождаются таланты и гении, излечиваются люди от разных недугов, оказывается положительное воздействие на человека в отдельности и окружающую среду.

В 2002 году буддийская община и Совет старейшин села после некоторых неприятных моментов в жизни села решили построить Субарган «Бадма Сэсэг» в память замечательного земляка Соржо багша – символ таланта, учения, гениальности. За очень короткий срок, благодаря организаторам данного проекта и горячей поддержке односельчан, выходцев из Гонды и верующих, была завершена на благо, процветание сел, людей, внесших посильную лепту в данное мероприятие. Открытие – арамнай Субаргана, который совершил Достопочтимый Еши-Лодой Римпоче Багша, состоялось 29 сентября 2002 года, которое превратилось в большой яркий праздник, какого не знала наша Гонда.

В десяти километрах к северу от села на реке Яндола в местности Ямаата стоит шодон, сооруженный во второй половине XIX века, в честь одного из уважаемых лам Эгитуйского дацана – Хойто багша – Баахайн Шанзаба. Инициатором данного мероприятия был ученик Хойто багши – Дамба лама.

Кроме субарганов в жизни бурятских сел особо оберегаемыми культовыми местами были целебные источники – аршаны. Их в окрестностях нашего села два: hэбуултын аршан, Ута Нуур. Первый из них открыт в конце 40-х годов XX столетия, который как аршан благословил Жигжитов Цыден Сэсэгтуевич – бывший габжа лама Эгитуйского дацана. Ута Нуур благословил как целебный источник Соржо багша.

Много легенд и преданий рассказывают об озере Аршан. Хотелось бы рассказать одну из легенд. Есть у озера еще одно название - Ангирта, данное по названию птицы, обитавшей во множестве у его берегов. Ангир, или в обиходном русском языке турпан - птица с желто-красным оперением, чем-то напоминающая утку. Именно эта птица облюбовала святой источник, дабы заморить, залечить свои грехи, совершенные в прошлой жизни и снять божественное проклятие, наложенное на неё и её детей.

Когда-то в прошлой жизни была птица Ангир хувараком-учеником ламы. И совершил хуварак тяжкий грех. Он украл у своего учителя-ламы. И тогда проклял учитель своего ученика и пожелал страшного: «Будь ты проклят на веки вечные! И если ты так жаден, так поедай от жадности детей своих, оставляя лишь себе подобных!» - воскликнул учитель-лама. С тех пор много времени прошло, много воды утекло, а птица Ангир все никак не может избавиться от проклятия. И каждый раз после рождения детей, пожирает она их, давясь и горько плача. Остаются лишь двое. И холит она их и лелеет, надеясь, что быть может, хотя бы её детей простят небеса.

Вот такая грустная легенда существует об этой птице и её доме на озере Ангирта.

А в междуречье Уды и Эгиты находится резко возвышающаяся над окружающей степью гора Тайлуд, близ с. Можайка – от устарелого бурятского слова тайлга – жертвоприношения духам, покровителям шаманистам. Здесь в далеком прошлом буряты справляли тайлга, а затем, с появлением буддизма, ламы на этой же горе стали устраивать обоо, и гора стала называться Тайлуд-Обоо, а русское село Поперечное, расположенное у подошвы горы, у бурят называется Тайлуд-селен (с. Тайлуд) и по сей день).

источник: Офицальный сайт МО Еравнинский район http://yaruuna.ru/

НАЗАД

Гора Бурин-Хан

Одна из самых священных гор Селенгинской долины - Бурин-Хан. Этой горе поклонялись многие рода – бумал-готол, удзон, урянх, хорчит-хара, живущие в Наньди. Поклонение и жертвоприношению проводится второго числа последнего летнего месяца (по лунному календарю). С обеих сторон Бурин-Хана (Иро, Удунга, Селендума, Ташир – с востока, Боргой, Инзагатуй, Ичетуй – с запада). На горной вершине есть озеро (на высоте 1600 метров над уровнем моря), где имеются двенадцать маленьких обо, которые расположены по кругу, и одно - большое. Отдельным родом почиталось каждое обо. Внешний облик «хозяина» горы таков: мужчина едет верхом на светломастном коне, одет в коричневые одежды... 

Бурин-хан в переводе с бурятского языка означает — «совершенный, действительный хан», царь всем не только его окружающим горам, но и горам всего Забайкалья. Он выделяется среди них не только высотой и величием, но и красотой, богатством своей флоры и фауны. 

Гора состоит из трех родственных вершин: южной, северной и средней. Самая высокая и наиболее чтимая бурятами — южная, она собственно и называется Бурин-ханом. Вторая по важности — северная вершина, зовется она Ханшей. А между ними находится вершина, имя которой — Сын. 

С юго-восточной стороны горы, на небольшой террасе, на высоте 1600 метров над уровнем моря находится озеро, где имеются 12 маленьких обо, расположенных по кругу, и одно большое. Каждое обо почитается отдельным родом. 

Этой горе поклоняются бурятские роды, живущие в Боргойской и Селенгинской долинах. Поклонение и жертвоприношение проводится второго числа последнего летнего месяца по лунному календарю. С двух сторон Бурин-хана (с западной — Инзагатуй, Боргой, Ичетуй и восточной — Иро, Удунга, Ташир, Селендума) каждый год поднимаются мужчины, благодарят хозяина горы за жизнь, просят благословения своим детям и всему краю. 

По поверьям, на вершину Бурин-хана ежегодно выходит Саган-Убугун — дух-хранитель и покровитель местности, высоко чтимый бурятами. Поднявшись, он смотрит из-под руки (защищяясь ею от солнечных лучей) на окружающую местность во все стороны, любуясь бурятским скотом и их пастбищами. И на все места в пределах его благожелательного взора он ниспосылает милость и благодать: всюду, куда упадет его взгляд, он вызывает плодородие почвы и скота. Как рассказывают почтенные старцы, некоторые из них не раз видели Саган-Убугуна.

Вид галереи изображений:
https://www.sangharussia.ru/sakralnye-mesta#sigProId974aa95caa

 

НАЗАД

Местность Талын Харгана

Местность «Талын Харгана» находится слева от федеральной трассы «Улан-Удэ – Кяхта», не доезжая 7 км до Новоселенгинска.
Селенгинский район является историческим центром буддизма в России. Наш район - родина девяти Пандито Хамбо-лам. На территории района расположено множество выдающихся объектов - религиозных, природных, исторических, туристических, в том числе и Талын Харгана. По признанию Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, Талын Харгана является одним из наиболее выдающихся сакральных мест для Российского буддизма. 

Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место. 

В один из дней 1777 года в 20-ти вёрстах восточнее Тамчинского дацана, на Кяхтинском тракте остановился караван. Ничего необычного не было бы, если учесть, что по данной дороге частенько передвигались торговые люди, перевозя свои товары через Монголию в Китай и обратно, но сосредоточенность в глазах старших буддийских монахов, резко оборвавшийся говор и смех баньди, и множество чёток, убыстривших свой бег, нанизывая в пространство мантру Бодхисатвы Аволокитешвары «Ом мани пад ме хум», позволяла думать, что случилось нечто серьёзное. 

Это был буддийский караван, и следовал он в дацан «Балдан Брайбун», тогда центр буддизма, первый стационарный дацан в России, чей приход и ныне граничит с Монголией.
Ламы сопровождали верховного иерарха российского буддизма, первого Пандито Хамбо ламу Дамба Даржа Заяева.
Послышались звуки колокольчика и текст «Благословление уходящему». Первый Пандито Хамбо лама Д.Д. Заяев пожелал оставить здесь в местности Талын Харгана, что является приходом Ацайского дацана, своё тело. Это место, не доезжая семи километров до Новоселенгинска, стало объектом поклонения. 

Память народная имеет одно интересное свойство, не записанная, не напечатанная, напрямую связанная с человеком, из уст в уста, но не меняя сути, она может быть такой многообразной. Так и в данном случае. Она через века пронесла, что «...когда-то здесь ушёл в нирвану большой лама...». И может быть, в назидание потомкам, с некоторой укоризной, выходят на дорогу ламы, как фантомы, как тени, чтобы не было у народа «...когда-то..., какой-то..., почему-то...», чтобы не только знали, но и помнили. 

Человек внимательный и по особенному чуткий  соберёт воедино по крупицам все эти сведения и начнёт допытываться, что же здесь произошло, почему именно в этом месте, почему именно тогда.

23 мая 2007 года XXIV Пандито Хамбо лама Д. Аюшеев, вместе с ламами нескольких дацанов Бурятии прибыл в Талын Харгана, чтобы совершить ритуальные службы, вознести благодарность сабдакам и сахюусанам местности и понять - почему Д.Д. Заяев, будучи коренным образом связанным с Цонгольским дацаном «Балдан Браибун» пожелал уйти здесь. 

После трёхдневного действа, молебнов и медитации в этой строго красивой степи, было выяснено, что выбор Д.Д. Заяева обусловлен божествами Белая Тара и Зелёная Тара. Это место благословенно для практиков буддийского учения. Каждому проезжающему, проходящему, приходящему следует читать сердечные мантры Сагаан и Ногоон Дарь Эх.

Сагаан Дарь Эх: «Ом дари дудари дури мама аюм бушинда гуру сууха».
Ногоон Дарь Эх: «Ом дари дудари дури сууха». 

В 2008 году здесь в местности Талын Харгана был установлен Субурган — священная ступа 1-му Пандито Хамбо ламе Дамба Даржа Заяеву. В июле 2012 года при поддержке Президента Российской Федерации В.В.Путина началось возведение Дворца Белой Тары. Ее земным и милостивым воплощением традиционно буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи, начиная с императрицы Елизаветы Петровны, дочери Великого Петра, в 1741 году признавшей буддизм на территории государства существующим, даровавшей буддистам большие свободы для дальнейшего распространения «ламайской веры» по всему Забайкалью. 

Источники: Лобсан-Солбон ламахай, шэрээтэ Тамчинского дацана, газета «Селенга» от 12 сентября 2007 года. Г.Г.Чимитдоржин «Институт Пандито Хамбо Лам».
На фото Доржи Намсараева: освящение Субургана в местности «Талын Харгана».

НАЗАД

Лик богини Янжимы

Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы. Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати.

В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Считается, что позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати, и на небесах стала дарительницей знаний.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII в. земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась "Баргуджин Тукум" – Край света. По легенде, мать Чингисхана Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков. Ламы считают, что богиня проявилась в местности Ярикто Баргузинского района не случайно. Недалеко находится священная гора Бархан Уула. По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом, пела и радовала людей. В семье, которую она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. И вот в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям. В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около метра.

По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX в. медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой лама, который обладал даром предвидения. А в 1930 е гг. здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана. Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется "Уулзатараа", что в переводе означает "До встречи" или "Встреча": здесь находятся две скалы, которые действительно как бы "встречаются" друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы "увидеть", где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом.

На скальной глыбе тёмно серого цвета (примерно 3×6×2 метра) с восточной стороны видны яркие размывы природной охры и белил. Размывы в самом деле отдалённо напоминают образ танцующего человека. До этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал. С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Республики Бурятия. На священном месте побывала и группа лам Иволгинского дацана.

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.

В конце 2009 в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" – "Янжима бурханай ордон".

Место паломничества взято под опеку Буддийской традиционной Сангхой России.

НАЗАД

Гора Уран-Дүшэ

Священная гора Уран-Дүшэ (высота 1800 м.). Памятник природы гора Уран-Душэ находится на стыке границ Закаменского района, Тункинского национального парка и Республики Монголия. Территория природного парка «Уран-Душэ» с южной стороны охватывает в верхнем течении долины рек Джида, Хохюрта и Буту Джида. С северо-западной стороны охватывает участок территории граничащей с Республикой Монголия. С северо-востока к ней прилегают долины рек Зун-Морин и Уха-Гол в верхнем течении, и среднегорно-таежные ландшафты, переходящие в гольцово - подгольцовые. 

О горе Уран-Душэ существует много легенд. Но в основной легенде говорится, что гора является покровителем 77 небесных дарханов. В определенный день, по лунному календарю, они спускаются на гору, чтобы заниматься кузнечным делом. Если кто-то сможет попасть в это время на гору, может увидеть небесное свечение яркого красного цвета над горой Уран-Душэ. Если человек увидит это свечение, то он, по легенде, может быть счастливым всю свою жизнь. 

Гора Уран-Душэ, или ≪гора-наковальня≫, находится в ста километрах от сел Санага и Утата, вверх по реке Сэхир. На хойморе, почетном месте - земная обитель небесных кузнецов, дарующая Уран Бэлиг. Спускаются сюда небесные дарханы испытать силу в кузнечном мастерстве. 

Гора эта резко выступает над окружающей местностью и имеет небольшую плоскую поверхность. Издали по очертанию она действительно напоминает наковальню. 

НАЗАД

Местность Эргэ Бургэ

В местности Эргэ-Бургэ в 1730 году по указанию Дамбы Доржа Заяева был заложен первый стационарный дацан на территории этнической Бурятии. Это сакральное место на берегу реки Чикой под песчанной горой Эргэ-Бургэ находится под покровительством божества Манжушри. В 1727 году здесь был подписан Бургинский договор, который определил восточные границы Российской империи. 

С 1730 по 1732 гг. в местности Эргэ Бургэ в войлочных дуганах проводились хуралы - богослужения. 

Близ села Усть-Киран, местности Эргэ-Бургэ, расположен Дворец Будды Манзушри.  

Дамба-Даржа Заяев - высокобразованный лама, получивший звание "Гэбшэ-габжу", в войлочных дуганах объяснял людям учения Будды, давал проповеди. 

НАЗАД

Сахюусан дуган «Зандинай Дуган»

Сахюусан дуган «Зандинай Дуган» расположен в улусе Зандин Мухоршибирского района Республики Бурятия в 100 км. от столицы Бурятии.

Самое примечательное событие в истории Зандина – это возникновение здесь первого буддийского дацана хори-бурят, достоверность которого подтверждается бурятскими историческими летописями. Уже в 1732 году в улусе работали два деревянных дацана: в самом улусе (нынешнее место Субургана) и в полутора верстах в местности Зандин Хабсагай. В 1750 году их объединили и построили новый дацан на берегу речки Сулхара, а в 1786 году дацан перенесли на приток Тугнуя, речку Галгатай.

Старинный Субурган, который сам себя сохранил во времена разрушений и гонений на религию, устраняет препятствия, открывает дорогу для карьерного роста, придает силу, по словам местных жителей Субурган дарует детей.

В память о первом дацане хори-бурят воздвигнут сахюусан-дуган – обитель Дамжан Чойжол Сахюусан. Единственное божество, которое избрал местом своей обители гору Ундэр, расположенный с восточной стороны дугана.

Дополнительно каждый месяц 29 числа по лунному календарю ламы проводят хурал, посвященный Чойжол Сахюусан.

Сайт: http://дамдиншойжол.рф

Адрес, контакты:

+79148313812 Цыдыпова Бальжима Жигмитдоржиевна

НАЗАД

Субурган Соодой ламы

Расположен в  местности Баруун Хунтэй, возле села Элэсун. Воздвигнут в память о выдающемся йогине и подвижнике Баргузинской долины - Соодой ламе.

Возле субургана ежегодно проводится традиционный молебен-поклонение IX Шэрээтэ Ламе Баргузинского дацана. 

НАЗАД

Итигэловский святой источник

В 45 км от Улан-Удэ находится Итигэловский источник в Оронгое.

Представьте себе горы, покрытые лесом, поражающим красочным разноцветьем, а у подножия гор бьют прохладные ключи с живительной водой. При этом каждый источник помогает от определенной болезни.

Так, вода из источника №1 лечит от болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи), источника №2 – кишечные заболевания, №3 – глазные болезни, №4 – легочные болезни и т. д. Располагаются ключи близко друг от друга. Возле каждого источника есть номер и информационная табличка. 

3dkU8lbbPJk

Геннадий Лосев

НАЗАД

Ступа Джарун Хашор

В 1919 г. возле речки Кижинги была завершена постройка и произошло освящение ступы Джарун-Хашор. А в темном 1937 году Великую ступу взорвали и разрушили без остатка вместе со всем Кижингинским дацаном.

26 сентября 1990 г. досточтимый непальский дуглах Римпоче произвел освящение места, где Великая ступа должна была быть восстановлена. Буддисты всем миром, при помощи общественности и материальной поддержке руководства Республики Бурятии отстроили новую 12-метровую ступу. Ее освящение состоялось в октябре 2001 г.

Ступа Джарун-Хашор в Кижингинском дацане – это аналог ступы Бодхнатх неподалеку от Катманду в Непале. По-тибетски ее название значит «ступа, которая исполняет желания».

Сооружение в основании квадратное (квадрат олицетворяет вселенскую мандалу). Над ним находится купол, а еще выше – относительно небольшой уровень, на котором установлен ганжир-шпиль. Субурган имеет 13 ступенек, которые располагаются вокруг него подобно поясу. Это символы 13 ступеней избавления человека от мук на земле, аллегория пути, идя по которому, можно погрузиться в Нирвану, то есть освободиться от грядущих земных перевоплощений. Основание субургана имеет размеры 44 на 44 м, высота его 33 м (вместе с ганжир-шпилем). Центр ступы занимает учительский храм, в котором 64 окошка и портреты. Он также квадратный, его стороны имеют длину 22 м; высота храма 16 м. Справа от южного торжественного входа находится малый дуган бодхисатвы Авалокетишвары, а слева – дуган 21-й Тары. С запада, на красной стороне, расположен дуган Дакинь. На нем изображены всевидящие глаза Будды, всегда готового оказать помощь верующему.

Согласно преданию непальская ступа Бодхнатх была построена одинокой женщиной, жившей еще до Будды. Она не имела детей и поклялась возвести священный культовый монумент, если ей будут дарованы дети. У нее родилось трое сыновей. Женщина в течение всей жизни бесплатно работала на царя. Когда царь все же расплатился с ней, она отдала все деньги на постройку субургана, которому поклонялись бы все живущие. Постройку осуществляли три сына женщины, Черный ворон и Белый слон, а работами руководил Ваджрасаттва (божество, одна из персонификаций Будды, воплощающая принцип неуничтожимости духа). Женщина не успела дожить до окончания постройки и умерла, превратившись в Дакиню (женское божество, олицетворение знаний и чудесных сил). По завершении строительства Ваджрасаттва с другими божествами совершили ритуал жертвоприношения Учителю. Люди сидели за столом совместно с богами, смотрели друг на друга и беседовали. Сам Ваджрасаттва во время жертвоприношения обещал выполнить волю братьев и всех, кто строил ступу, сказав, что «Джарун-Хашор» по-непальски значит «обратной дороги нет». Это был намек на то, что обещанное обязательно будет выполнено.

НАЗАД